
Подготовленный меморандум от ассоциации «Электронные деньги», в которую входят такие сервисы как Яндекс.Деньги, Qiwi, PayPal, WebMoney, предусматривает списание средств с кошельков пользователей, если они неактивны продолжительный период.
Вообще, идея периодического опустошения заброшенных счетов не новая, и этим давно занимаются операторы сотовой связи. Хотя их можно понять — номера для новых клиентов могут просто закончиться. Но подобный вопрос не уместен к представителям электронных финансов, которые уже используют абонентскую плату не как борьбу с неактивными клиентами, а способ дополнительного заработка.
Принятый документ четко регламентирует единые правила списания финансов на законном основании, но он имеет некоторые нюансы:
- в любой доступной форме клиент информируется о нововведениях;
- абонентская плата может взиматься только с кошельков, которыми не пользовались более года;
- суточный максимум по списанию не может превышать 10 рублей.
Прежде чем начать взимать плату, сервис должен несколько раз уведомить клиента: за месяц и за трое суток до проведения операции.
Эти правила и требования установил Центробанк, который и будет контролировать их надлежащее исполнение.
Электронные сервисы же пока могут выбирать, пользоваться ли подобными нововведениями. Если же они принимают положительное решение, то должны опубликовать информацию об этом на собственных официальных сайтах и пересмотреть критерии обслуживания клиентов на соответствие Постановлению.
В настоящее время за период длительной неактивности с пользователей кошельков-Qiwi списывается по 10 рублей в сутки, если они неактивны более 6 месяцев. Если же на счету имеются финансы, превышающие 4,5 тысячи, то размер пени возрастает в несколько раз.
Для пользователей Яндекс.Денег условия немного иные — абонентская плата будет взиматься со счетов, которыми не пользовались несколько лет, по 270 рублей единожды в месяц.
Кошелек Рапида перестает быть активным через год простоя, а средства с него передут в распоряжения сервиса спустя 2 недели.
PayPal и WebMoney остались в стороне от новшества и абонентскую плату не взимают: комиссию не начисляют и за действиями своих клиентов не следят. Хотя это вопрос времени, ведь если меморандум приведен к исполнению, то на списание будут действовать одинаковые правила.
По экспертному мнению, подобное нововведение придется только на пользу и заставит более ответственно подходить к выбору платежного сервиса, особенно это касается новых участников финансового рынка.